“Киноискусство в Северной Осетии-Алании”: вехи развития, трудности и несоизмеримый вклад в историю региона

Говоря об истории кино, нельзя не упомянуть Северную Осетию-Аланию. Этот регион внес колоссальный вклад в историю культуры и искусства страны,

Говоря об истории кино, нельзя не упомянуть Северную Осетию-Аланию. Этот регион внес колоссальный вклад в историю культуры и искусства страны, легендарные работы 1900-х годов отражают самобытность и невероятную красоту здешних мест, ключевые события, произошедшие в разные времена.

Мы рассмотрим период развития киноискусства в регионе, начиная с первых кинофильмов, отметим важнейшие этапы киноиндустрии, расскажем о произведениях, созданных на Северо-Кавказской студии кинохроники, Северо-Осетинской студии телевидения.

С момента эвакуации Северо-Кавказской студии кинохроники из Ростова во Владикавказ в Осетии началось собственное кинопроизводство. Это случилось в 1943 году. Но еще в начале 20-го века жители Владикавказа уже имели возможность посетить первый стационарный кинотеатр, открытый в 1907 году. Все началось с приезда в регион французских инженеров, которые планировали отразить особенности этих мест в киносюжете «Жизнь Кавказа». Это были братья Пате, владельцы крупнейшей в мире одноименной кинокомпании. Расквартировала их Александра Аксенова, сдав в аренду свои апартаменты, и подарив людям возможность посетить кинотеатр на два года раньше, чем это смогли сделать жители Москвы.

Уже в 1909 году в кинотеатре братьев Пате можно было посмотреть мировые премьеры киноиндустрии, увидеть другой мир и жизнь, отличную от привычной. В 1923 году, после окончания Великой Октябрьской революции, кинотеатр «Пате» был переименован в «Гос. кинотеатр №2», в конце года он получил название «Сов. кино №2», а позднее — «Горец». В 1935 году он получил название, под которым существует до сих пор — «Комсомолец».

Первой работой, отражающей точное географическое описание Владикавказа, стал кинематографический сюжет, разделенный на два эпизода, снятый в 1911 году в Осетии. В первом были отражены похороны тогдашнего городского головы Владикавказа Марка Матвеевича Орла (11.11.1911 г.). Второй же представил зрителям показ моделей женской одежды, которые были доставлены в местный магазин из Парижа для продажи. Автор этих сюжетов неизвестен, но существуют предположения, что они были сняты братьями Хмара.

Прокофий и Сергей Хмара, их компаньон Илья Каргинов внесли большой вклад в развитие киноиндустрии региона. От их имён было подано прошение о создании первой киностудии в Осетии, а также, предположительно, открытии кинотеатра «Лира». Под производством последнего были созданы великолепные для своего времени кинотворения: «Виды Северного Кавказа и Крыма», «Виды Владикавказа». В роли операторов этих работ выступили братья Хмара.

Но не они первыми запечатлели Владикавказ на пленку. Этим человеком стал итальянский режиссер Джованни Витротти. Он снял три короткометражных фильма о красотах этих мест, показав их в родной Италии. В июне 1911 года в кинотеатре «Лира» творения “La città di Vladicaucas”, “Da Mleti a Vladicaucas”, “Da Tiflis a Vladicaucas” увидели и жители Владикавказа.

В 1940-х годах была открыта киностудия «Кинохроника», что стало значительным шагом в развитии кинематографа в Северной Осетии. В 1941 году из-за проходивших на территории Ростова боевых действий было принято решение об эвакуации Ростовской киностудии во Владикавказ. Через год ее снова пришлось эвакуировать по причине приближения фронта. Ее перевезли в Тбилиси. Но уже в апреле 1943 года она была возвращена во Владикавказ.

Этот период был очень тяжелым для студии. Не хватало технического оснащения, материальных средств, людей для активной работы. Но все же деятельность она не прекратила. В сложное время киностудия выпускала киножурнал «Северный Кавказ», где раскрывались трудовые, боевые будни жителей Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев, национальных республик Северного Кавказа. Кинематограф того времени помогал сплотить людей, подарить им надежду.

За годы войны в Северо-Осетинской АССР удалось накопить огромный опыт организации кинопроизводства, что было учтено Советским правительством. На основе такового весной 1945 года было принято решение о создании самостоятельной Северо-Кавказской студии кинохроники. Работала она на Кабардинскую, Северо-Осетинскую, Дагестанскую АССР, Грозненскую область.

Послевоенное время оказало большие трудности для студии в организационных вопросах. Но, преодолев их, она стала одним из ведущих центров региональной документалистики. Под ее именем было выпущено более 500 документальных, учебных, научно-популярных фильмов, около 2000 номеров киножурнала «Северный Кавказ». Эти работы стали культурным и историческим наследием региона, хранящимся по сей день.

Первым крупным проектом студии стал документальный фильм известного и талантливого киноактера и режиссера Владимира (Ладо) Бестаева под названием «Северная Осетия». Он вышел на экраны в 1946 году.

Киножурнал «Северный Кавказ» или «Пате журнал», как его называют некоторые сотрудники киностудии, показывали перед началом сеансов во всех кинотеатрах СССР. Он стал символом кинохроники того времени, и его роль в развитии индустрии неоценима. Кроме того, он существовал по принципу корпунктов, находившихся в Нальчике, Грозном, Ставрополе, Пятигорске, Махачкале. Ежегодно выпускалось по 48 номеров, состоящих из 7 сюжетов каждый. В их число были включены и спецвыпуски, съемки которых проводились в разных регионах Северного Кавказа и за его пределами. Нередко эти сюжеты транслировались на кинопередвижках в отдаленных местах.

Путь студии «Кинохроника» был отлично отражен в документальном фильме «Хроникер», режиссером которого выступил Герман Гудиев. В работе была описана история основания, ключевые периоды, великие творения студии.
Но в 2011 году финансирование студии было прекращено, что привело к угасанию ее деятельности. Последний документальный фильм был снят в 2013 году. Но люди не приняли такого итога. Жители Северного Кавказа, ценители киноискусства, граждане, которых волновала судьба студии, отражающей историю, уклад жизни, самобытность и события здешних мест, боролись за ее возрождение.

«Кинохроника» внесла вклад не только в культурное и творческое развитие регионов, она объединяла людей всего Советского союза. Жители с теплом, глубоким уважением и пониманием относились к сотрудникам и деятельности киностудии. С ее помощью зрители могли наблюдать удивительную и разную жизнь, которая отражалась в каждой работе «Кинохроники».

Новой вехой в развитии Северо-Осетинского кинематографа стало художественное, игровое кино. Начало таковому было положено Азанбеком Джанаевым, снявшим картину «Осетинская легенда». Азанбек Джанаев стал режиссером, сценаристом, оператором, гримером, портным проекта. В актерском составе присутствовали Ахсарбек Калицев, Клара Джимиева — работники завода «Электроцинк» и детского сада №30. Команде любителей-энтузиастов удалось создать новое направление в развитии местного кинематографа, а также получить отличный отклик от зрителей.

В 1963 году была открыта Северо-Осетинская студия телевизионных фильмов, а в 1965 у нее появилась и собственная киноредакция. Уже в 1967 году вышел первый телевизионный фильм-опера «Возвращение Коста». Он повествовал о великом осетинском поэте Коста Левановиче Хетагурове. В то время уже существовал Всесоюзный кинофестиваль, главный и самый престижный фестиваль кино в Советском Союзе. Здесь картина «Возвращение Коста» получила высокую награду, была отмечена хвалебными отзывами.

Северо-Осетинская студия кино и телевидения притягивала множество телевизионных производств со всей территории Северного Кавказа. Мероприятия по съемкам в павильонах, обработке пленки, монтажу и озвучиванию осуществлялись во Владикавказе, а для творческих групп работников приглашали из всех регионов. Особенностью стало то, что киноленты студии было запрещено транслировать в кинотеатрах. Их показывали только по телевидению. За 60 лет существования более 40 художественных, 500 документальных картин было создано Северо-Осетинской студией телевидения. Но в начале 1990-х годов Гостелерадио СССР распалось, прекратилось и государственное финансирование фильмов в Северной Осетии.

Основным хранителем фильмов, радио-, телепрограмм прошлого сегодня является телерадиокомпания «Алания». Все имеющиеся материалы переводятся в современный цифровой формат для сохранения и использования в будущем. Кинематографическое наследие прошлого столетия чрезвычайно важно хранить и показывать новым поколениям. Кино и программы того периода помогут людям больше узнать об истории и культуре родных краев, изучать и наслаждаться творчеством как профессионалов, так и энтузиастов кинематографа Северной Осетии-Алании.

Артур Засеев

Последние новости

Уборочная кампания в Северной Осетии: итоги и перспективы

Аграрии региона достигли высоких показателей несмотря на сложные погодные условия.

Инвестиции в туризм Северной Осетии растут

Регион привлекает средства для создания модульных гостиниц.

Новый рентген-аппарат для онкологического диспансера Северной Осетии

Современное оборудование улучшит диагностику и лечение пациентов.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Кисловодске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *