14.10.2023

Доклад архиепископа Герасима на конференции в СОГУ

Уважаемые друзья, дорогие братья и сестры!

Доклад архиепископа Владикавказского и Аланского Герасима на конференции в СОГУ 11 октября 2023 г.

ДУХОВНЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Уважаемые друзья, дорогие братья и сестры!

Жизнь каждого народа, каждого человеческого сообщества зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная, общественная и государственная в равной степени зависят от того, что признается людьми допустимым, а что нет, что почитается за благо, а что – за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии и какова его высшая и вечная цель. На протяжении всей истории человечества именно религия являлась тем нравственно-организующим, скрепляющим началом, которое объединяло народы вокруг идеалов, придавало крепость государствам и единообразие национальному характеру. Только осознав свое место в истории нашего народа, определив в этой связи понятия своих нравственных обязанностей, своего религиозного долга, мы сможем существовать осмысленно и полноценно.

Деятельность человека иррациональна и непредсказуема – это признано не только церковными мыслителями, но даже такими разными, несходными между собой представителями светской культуры как Федор Достоевский и Николай Бердяев, Константин Леонтьев и Иван Ильин, Владимир Соловьев и Лев Гумилев. Человеческая свобода, понимаемая как свобода нравственного выбора, ‒ вот первопричина всех исторических хитросплетений. Драгоценнейшее свойство нашего духа, венчающее человеческое богоподобие, искра Божия, которая, несмотря ни на что, мерцает и сегодня во мраке духовного невежества, давая надежду на возрождение, – свобода выбора между добром и злом определяла и будет определять течение нашей жизни. Эта свобода есть бесценная способность к осознанному самоопределению между правдой и ложью, добродетелью и пороком, Богом и диаволом. Именно она безмерно возвышает человека над животным миром, сообщая ему способности к духовному возрастанию. Именно она налагает на него величайшую ответственность, вся мера которой вскроется для нас уже на Суде Бога.

Человек сам по себе – микрокосм, малый мир, отражающий в своей таинственной глубине все многообразие Вселенной. Таким он создан Творцом, таково его изначальное предназначение, поэтому неудивительно, что сокровенная жизнь человеческого сердца порой течет по тем же законам, что и бытие государств, народов и континентов. Две силы действуют в сердце человеческом. Сила первая – Закон Божий, незримо начертанный на скрижалях нашей души. Совесть – это неусыпающий страж и глашатай данного Закона. Сила вторая – мятежные порывы разрушительных пороков. Каждая из двух сил свидетельствует о себе, пытаясь склонить на свою сторону нашу свою свободную волю. Здесь – место брани духовной. Здесь решается индивидуальная человеческая судьба и определяется ход мировой истории.

Всегда находились люди, народы и целые государства, вдохновлявшиеся в своей деятельности идеалами Божественной Истины. Чем быстрее раскручивался маховик материального прогресса, сопровождаясь столь же стремительным вырождением «общества потребления», тем яснее становилось, что судьбы мира зависят от того, как намерен человек решать важнейшие религиозные вопросы, определяющие цель и смысл его бытия. Ярчайшим подтверждением тому является история России.

Индивидуальность каждого народа неповторима, как неповторимы личные особенности каждого из нас. Поэтому так же, как не способен к полноценной жизни человек, лишенный памяти, не может нормально развиваться и народ, не имеющий ясного, осмысленного понимания своей исторической судьбы, своего высшего, промыслительного предназначения, своих религиозных святынь и традиционных гражданских и государственных идеалов.

Рассматривая историю Российского государства, православный наблюдатель повсюду находит следы промыслительного попечения Божия о нашем Отечестве. События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные, и казалось бы, незыблемые законы, а воля Бога, сокрушающая «естества чин» и человеческий расчет. «Русская история поражает необыкновенной сознательностью и логическим ходом явлений», ‒ писал в ХIХ веке известный славянофил Константин Аксаков.

Русский народ изначально формировался как духовная общность, для которой этническая принадлежность не была главной. История России не знает внутренних межнациональных войн, понятие национального превосходства глубоко чуждо российскому мировоззрению. Наш подвиг – это подвиг верности родным святыням, наш гений есть гений веры, жертвенного служения, милосердия и сострадания. Из всех нестроений и смут Россия выходила еще более сильной.

Благотворное влияние объединяющей соборности сопровождает Россию сквозь века, с самого момента ее оформления в самостоятельную державу. Еще в IХ-Х веках хазарское пленение пробудило на громадных пространствах, где проживали воинственные и разрозненные восточно-славянские племена и угорские народы, насущную потребность в спасительном объединении, которое одно лишь могло противостоять гнетущей власти Хазарии. Единая христианская вера, вопреки множеству непреодолимых, казалось, препятствий утвердившаяся на Руси, придала необходимый объединительный импульс и российской государственности: держава равноапостольного князя Владимира стала в один ряд с Византией и сильнейшими государствами Европы.

Но вскоре мощь первоначальной Руси была значительно ослаблена внутренними причинами. Сказалась неопытность в державном строительстве: страна в ходе княжеских распрей разделилась на уделы и оказалась в татарском плену. После полутора столетий тягостного ига обретение самостоятельности пошло по испытанному уже пути – пути собирания русских земель вокруг единого духовного и политического центра, которым после Куликовского подвига по праву стала Москва.

С падением Византии бремя ответственности хранителя и защитника Православия легло на плечи молодого российского государства. Осознание этой огромной ответственности вкупе с преемственностью древних византийских традиций дали мощный импульс развитию государственности, принявшей форму самодержавия. Российское государство стало многонациональным. Вскоре, однако, последовало новое испытание – Смута ХVII века и католическая агрессия поставили под сомнение саму возможность дальнейшего существования России. Претерпев страшное религиозно-нравственное потрясение, народ все же вернулся к идее единства державы. Именно соборным путем была пресечена Смута, восстановлена независимость страны. Далее последовал период исторического расцвета государственности, когда Россия расширилась до пределов мировой державы, став не только по духу, но и по форме наследницей Римской и Византийской империй.

В 1917 году Россия была потрясена социальной катастрофой, самой страшной и кровавой из всех, известных человечеству. Ни по грандиозным масштабам, ни по своей жестокости русская революция не знает себе равных. Жестко оборванной оказалась многовековая государственная и церковная традиция, служившая неизменной опорой российского бытия при всех его прежних нестроениях и кризисах. Вся история Советского Союза – это тяжелая, изнурительная борьба нашего народа за возрождение его духовного и государственного величия.

После катастрофы 1917 года казалось, что на этот раз для России все кончено. Однако революционеры-разрушители, после уничтожения прежней государственности ощутившие вдруг на себе всю полноту бремени державной ответственности, оказались вынужденными вернуться к вековым началам соборности. В декабре 1922 года большевики созвали особое представительное собрание и на нем провозгласили создание единого государства – Союза Советских Социалистических Республик.

В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война. Вскоре потенциальный противник вышел на границы нашего государства. Над страной нависла грозная опасность, которая побуждала правительство к коррекции своей внутренней политики. В последние предвоенные месяцы давление на Церковь ослабло, волна репрессий утихла. В момент смертельной опасности Великой Отечественной войны руководство государство вновь прибегло к единственному спасительному средству – обратились к творческой энергии российской исторической традиции, к духу единения и всенародного сплочения. Это же опыт был использован в послевоенные годы для форсированного восстановления разрушенной страны и предотвращения угрозы американского империализма, опиравшегося на ядерную монополию. Тогда, в конце 40-х гг. прошлого века наметился отказ от конфронтации с Церковью, возврат к вековым нравственным ценностям. Перед народами страны власть на этот раз ставила задачу всемерного укрепления их единства через борьбу с обезличивающей интеграцией в новый мировой порядок послевоенного мира, устанавливавшегося под эгидой американского экспансионизма.

Устоявшая под напором прямого насилия, атеистическая, денационализированная государственность величайшей сверхдержавы Советского Союза оказалась бессильной и беззащитной перед лицом идеологической катастрофы – внезапного мировоззренческого обвала, обнажившего убожество официальных доктрин, в одночасье лишившего грандиозный государственный механизм всякого смысла существования.

К сожалению, годы богоборчества сделали свое дело. Общество пребывает сейчас в состоянии вопиющего невежества и духовной лени. На протяжении последних 30 лет нам пытались навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека – престол Божий – пытаются занять идолы материального преуспеяния: успех, богатство, комфорт, слава. Оттого и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей – злобы, похоти, властолюбия, тщеславия, лжи, лицемерия. Но материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он не рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера рождает подвижников правды и добра.

Итак, российскую историю можно условно разделить на три периода:

Первый этап – становление национального самосознания, охватывающего период со времени Крещения Руси до эпохи первого русского царя Иоанна Грозного. 600 лет восходила Россия «из силы в силу», преодолев родовые распри, княжеские междоусобицы, католическую агрессию на западе и татарское нашествие на востоке, осознав свое великое служения Истине Божией. В это время оформилась и закрепилась религиозная основа российского самосознания. Приняли окончательную форму понятия о смысле существования народа, его идеалах в жизни личной, семейной, общественной и государственной.

Второй этап – период борьбы с многочисленными богоборческими и материалистическими, антинациональными соблазнами. Его хронологическими рамками являются Смута ХVII века, с одной стороны, а с другой – революция 1917 года и ее последствия.

Третий этап – время возрождения российского самосознания во всей его исторической и религиозной полноте. Свидетелями и современниками этого процесса являемся сегодня все мы, независимо от того, признаем мы его или отвергаем.

Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность российского характера. Крещение Руси и кропотливое, многолетнее церковное воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую, надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность Божественных истин настолько, насколько это вообще доступно несовершенной человеческой природе. Даже революция не упразднила этого избрания. Она и стала возможной, потому что революционеры прельстили народ квазирелигиозной целью: построить рай на земле, достичь в общественном устройстве полной и совершенной справедливости и изобилия. Но как ни старались богоборцы, они так и не смогли вытравить из народной души подлинных духовно-нравственных ценностей.

Сознавая себя благодатной хранительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающей на бессмертную душу человека. Эта духовная битва отражалась в материальном мире ее исторического бытия войнами и междоусобицами, смутами и социальными катаклизмами. Сегодня Россия уже в который раз подвергается бурному натиску сатанинской злобы. Наши враги прекрасно понимают, что делают. Огромные силы и средства брошены на то, чтобы не допустить державного возрождения нашего Отечества. Этот страх могущественных международных сил перед возможностью воскресения Святой Руси – воскресения наперекор их тщательно продуманным планам и программам – может многое прояснить в нашей новейшей истории.

Давно и упорно за кулисами мировой политики ведется активная деятельность по созданию международного, наднационального центра управления – сверхправительства, которое должно сосредоточить в своих руках колоссальную идеологическую, политическую и экономическую власть над «мировым сообществом». В рамках этого многовекового процесса планомерно и целенаправленно реализуются программы по разрушению суверенных государств, разложению национального самосознания народов, размыванию их религиозной и культурной самобытности. Религиозно-философской, метафизической основой этого предприятия является откровенное и осознанное богоборчество. Смешение понятий добра и зла, целенаправленное искажение нравственных основ человеческого бытия, упоение духом гордыни – вот его основные черты. Россия, исторически сформировавшаяся как главный носитель христианских ценностей, является основным препятствием на пути осуществления подобных планов.

Первым успешным результатом длительной и всесторонней кампании по устроению России с мировой арены в качестве самостоятельной духовно-этнической общности и активного субъекта геополитики стали спровоцированные на ее территории социальные смуты, завершившиеся, после ряда неудачных попыток, катастрофой 1917 года. Исторически сложившуюся традиционную русскую государственность удалось разрушить. В то же время революция в России не смогла решить всех стоявших перед ней задач. Страну не удалось использовать в качестве плацдарма для разжигания всемирной смуты. Лозунги мировой революции не оправдали себя, а после поражения троцкизма в СССР были сняты. Лозунг пролетарского интернационализма был интерпретирован обществом в русле традиционных для России ценностей «всечеловечности». Не удалось уничтожить ее и в качестве самостоятельного геополитического субъекта. Ценой величайшего напряжения всех народных сил и блестящей победы в Великой Отечественной войне страна обрела в мировой политике огромное значение и вес. Возникла реальная возможность постепенного перерождения СССР в духе российских национальных интересов с перспективой эволюционного возвращения страны на путь ее естественного исторического развития.

Лишившись рычагов прямого политического, экономического и военного контроля над процессами, происходившими в Советском Союзе, мировая элита сохранила в своих руках мощные средства идеологического воздействия. С одной стороны, марксистско-ленинское мировоззрение, запущенное однажды в России как орудие разрушения традиционного духовного, культурного, религиозно-нравственного фундамента, продолжало оставаться официальной идеологической доктриной СССР. С другой стороны, ее очевидная бессодержательность заставляла общество – частью сознательно, частью неосознанно – стремиться к обретению нового, осмысленного взгляда на мир. Сочетание таких двух факторов давало уникальную возможность уничтожения советской страны путем идеологического взрыва. Этот сценарий, запущенный сразу после второй мировой войны, предполагал последовательную внутреннюю дискредитацию господствующего мировоззрения, затем его резкий, шоковый сброс и быструю замену на новое – либерально-демократическое – внешне привлекательное, но для России не менее разрушительное по сути.

Ставка опять делалась на разрыв исторической преемственности. В сверкающей упаковке обществу навязывалось второе издание революции 1917. Этот процесс получил название перестройки. Сама по себе она стала возможной лишь благодаря отсутствию в стране здоровой, национально осмысленной идеологии и связного, цельного, непротиворечивого государственного мировоззрения. Из-за этого весь гигантский аппарат управления Советским Союзом оказался беззащитным перед кучкой руководителей-ренегатов и пятой колонной агентов влияния мировой элиты.

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в 1994 году сказал: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее народов в единое, крепкое, централизованное государство». Ему вторит Збигнев Бжезинский: «Россия будет раздробленной и под опекой».

Сегодня в первую очередь необходимо сделать достоянием общественного сознания истинные интересы России, на которые и должна ориентироваться стратегическая линия развития страны. Чрезвычайно важно мобилизовать на защиту страны все здоровые, благонамеренные силы общества. Основой такого объединения должна стать всесторонняя и целостная патриотическая идеология, призванная очистить массовое сознание общества от наследия государственного и религиозного нигилизма и безнравственности.

Необходимо понять, что все мы сегодня оказались перед лицом беспрецедентного исторического вызова, грозящего России хаосом развала и сползания в пропасть исторического небытия. Надо отдать себе отчет в грандиозной сложности задач возрождения, стоящих перед нашим обществом.

Оглядываясь сегодня на нашу историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах народы России делали, в конечном счете, один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верю, что так будет и на этот раз. Пройдет время – может быть, совсем малое – и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству. Это может произойти и в ином обличии, при ином составе народов Российской империи и Советского Союза, но с Божией помощью обязательно произойдет.

Выражаю уверенность, что основные идеи и тезисы, высказанные на нынешнем форуме, будут услышаны обществом и найдут отражение в государственной политике, просветительной и социальной деятельности.

Последние новости

Во Владикавказе задержан житель Дигоры, находившийся в федеральном розыске

Во Владикавказе сотрудниками полиции задержан 39-летний житель Дигоры, находившийся в федеральном розыске.

В Крыму используют катера в поисках пропавших военных из Северной Осетии

Вертолет и самолет произвели облет береговой линии в Крыму в поисках пропавших военнослужащих-срочников из Северной Осетии.

V сессия Лектория СКЦМИ и ЮМИ ВНЦ РАН для учителей математики состоялась 26 апреля 2024 г.

С двенадцатой лекцией «Изучаем планиметрию. Беседа 12. Решаем задачи. Готовимся к ЕГЭ» из цикла «Изучаем планиметрию по учебнику «Геометрия.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *