В Неделю святых праотец архиепископ Герасим совершил Литургию в кафедральном соборе

29 декабря 2024 г., в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч.

29 декабря 2024 г., в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«В Неделю святых праотец, мы вспоминаем всех прародителей Христа по плоти, всех пророков, всех тех, кто духовно вошел в родство Христово. Поскольку они являлись лучшими представителями иудейского народа, то в этом смысле они все ‒ сродники и праотцы Родившегося Богочеловека Иисуса Христа.

Сегодня и на этой седмице особенным образом вспоминаются пророк Даниил и три отрока, которые не сгорели в печи Вавилонской, явив тем самым пророчество о том, как воплотится Христос. Как неопалимая купина, как три отрока в печи, Христос сможет принять на себя человеческое естество, войти в утробу Пресвятой Богородицы и родиться, стать истинным Богочеловеком, соединить две природы в Своей единой Ипостаси. Пророку Даниилу, единственному из всех пророков, усваивается наименование от Бога, звучащее по-славянски как «муж желаний». В древнееврейском слова «муж» нет, поэтому перевести можно просто как «желанный». Почему только к Даниилу приложено это наименование? Даниил в своей жизни и пророческом служении имел исключительные откровения о будущем пришествии Христа. Именно он возвестил о том, что придет Избавитель и возвестил, когда Он придет. Изложил в своих пророчествах учение о смене эпох, возвещал и о том, что на месте святом воцарится «мерзость запустения» (Дан.9,27), т.е. о гибели Иерусалима и Втором Пришествии Христовом. Объем его пророчеств исключительный, и не случайно Церковь перед Рождеством вспоминает его неоднократно. Это не умаляет славу прочих святых праотец, но, тем не менее, пророку Даниилу и трем отрокам, которые явили не только тайну Воплощения Христова, но и некий знак откровения Святой Троицы, полнота Которой явится только в Новом Завете, усваивается особое значение.

Когда мы говорим о том, как человеческий род ожидал Христа Спасителя, мы можем говорить о некой традиции, которая рождается еще на Предвечном Совете Божием, и которая в художественном образе явлена на иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. На ней центральный Ангел готов опустить руки в чашу страдания и искупления. Это говорит о том, что Господь, предвидя падение человека, готовит ему спасение. Эта традиция передается Адаму после грехопадения, когда ему говорится: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт.3,20). Этот Искупитель – Господь Иисус Христос. Святые праотцы – хранители этого преемства, традиции, которую передавали из уст в уста, из поколения в поколение, ту надежду, которую ожидало все человечество. Наконец, Господь избирает Авраама, и от него создает Свой народ. Часто говорят, что еврейский народ богоизбранный. Скорее, он богосозданный. Из семени Авраама родился и еврейский народ по плоти, и все мы, христиане.

Господь Сам выбирает Себе человека. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы Авраам жил не в Уре Халдейском, а, скажем, на Дальнем Востоке или в Скифии, или в Южной Америке, и там Господь избрал бы его и создал бы из него народ, в другом месте Земли. Но Авраам нашелся там, где он жил. Поэтому именно вера Авраама созидает и ветхозаветный Израиль, и праотцев, которые хранят это предание о Спасителе, и Новый Израиль – Церковь Христову, которая упоминается как новый народ. Хранители и преемники этой традиции и есть святые праотцы.

В наше время многие задумываются, когда вера многими была утрачена, когда и Церковь в чем-то обмирщилась, а есть ли кто-то или что-то древнее Христа? Может, нужно искать иную традицию, которая говорила бы о чем-то другом? Эти поиски никогда не приводили к успеху, потому что древнее Христа никого нет. И праотцы они Христу по плоти, но в песнопениях праздника Сретения Господня мы слышим: «Не старец держит Меня, но Я держу старца». Все праотцы в этом высоком, духовном смысле, моложе Христа. Господь говорит иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8,56). Авраам ожидал, когда же сбудется это знамение всех времен, когда эта традиция придет к своему исполнению. И во Христе она приходит, наконец, в свое окончательное совершение. И нет более никакой иной истины под небом, которая была бы скрыта в каких-то эзотерических учениях. Христос Господь не в тайных комнатах. Пришествие Христово и Первое было, как и Второе будет «от края небес и до края небес» (Мф.24,31). «И нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4,12), кроме имени Христова. Все те, кто думает, что ищут Бога или иную традицию вне Христе, глубоко заблуждаются, потому что «кто не чтит Сына, то не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5,23). Не надо обольщаться. Поэтому Господь не избирает для Себя какую-то группу элитарных учеников, которая передает некое тайное учение. Он приходит ко всем. «Кто жаждет, приди ко Мне и пей» (Ин.7,37). Всякий, кто вкушает Тело и Кровь Христову, обретает жизнь вечную. Нет никакой элитарности, в приземленном смысле, в христианской вере.

Сегодня в празднике святых праотец парадоксальным образом соединяется воспоминание о прародителях, хранителях традиции Ветхого Завета, и говорится о том, что отныне во Христе нет каких-то избранных, особенных мужей, которые хранили бы традицию. Господь открыт для всех, зовет всех, однако же, и в наше время «много званных, но мало избранных» (Лк.14,24).

К чести аланского народа надо сказать, что предки наши живо откликнулись на слово Христово, не были теми, которым Господь говорил: «О, несмысленные и косные сердцем!» (Лк.24,25). Нет, остросмысленные и живые сердцем были они, поскольку уже в первом поколении после апостолов явили святость. Я говорю о мученике Сухие и его дружине. Во все века были праведники и святые в аланском народе. Подлинная традиция была принесена нам святыми апостолами, а затем их преемниками, посланниками из далекой Византии, которые создали здесь Церковь Христову. И эти люди, в широком смысле, сегодня нами поминаются как праотцы наши. И поэтому сегодняшний праздник – особенный. Это праздник откровения Божия, когда в глубине греха, мрака горела одинокая свеча, от которой зажегся великий огонь, просветивший народ. Так, традиция и предание, шедшее от Христа Спасителя, от Предвечного Совета через праотцев пришла теперь во весь мир. Теперь все мы имеем возможность ходить не при свете лучины, не искать человека, как некогда Диоген ходил с фонарем. Теперь Солнце Правды сияет всем нам, и воссияет еще ярче в Рождестве Христовом, к которому мы готовимся. Потому что вот оно – исполнение времен! Вот оно – чаяние всех людей, всего мира, всех народов! Более того – всего и животного царства, поскольку неким таинственным образом печать греха легла и на мир, подчиненный человеку в виде прочих живых существ.

Вот он – день освобождения! Но наибольшая полнота времен осуществляется в тайне Воскресения Христова. Поэтому Христос и евхаристическая Чаша – вот наше чаяние и спасение. Христос приходит, чтобы воплотиться и отдать Себя людям. Не кому-то отдельному, не одному народу, а всем без исключения и тем самым показывает, как подобает и нам жить. Не замыкаться в себе, а как Христос приходит для всех, без всякого изъятия, потому что всех Он зовет. Мы должны приникнуть ко Христу и стать такими же, как Он. Отдать себя людям своим служением, в милости и любви. Не скупиться, потому что чем больше мы отдаем, тем более Христос будет воздавать нам за это. Не мерой мерит Господь.

Те темы, которых мы коснулись, помогут нам порассуждать о значении Рождества для каждого из нас. О том, каким образом Богомладенец Христос к каждому из нас приходит. Не просто мы идем к Нему в пещеру, а Он исходит к нам. Поэтому нужно уготовить в самих себе обиталище для Христа Господа, чтобы Он не погнушался войти и в нашу духовную пещеру, очистить ее и возрадоваться подлинной радостью о спасении и нас, и всего мира».

Фотогалерея

Последние новости

В 2025 году индексация пенсий не сможет покрыть инфляцию

В этом году индексация пенсий не сможет компенсировать инфляцию.  С 1 января выплаты увеличатся на 7,3%, однако этот показатель ниже официального уровня инфляции.

Почти 150 участников СВО и членов их семей прошли медицинскую реабилитацию в 2024 году в Северной Осетии

Почти 150 участников специальной военной операции и членов их семей прошли реабилитацию в санаториях и специальных центрах Северной Осетии в 2024 году.

Порядка 150 участников СВО и членов их семей прошли реабилитацию

В 2024 году почти 150 участников специальной военной операции и их семей прошли реабилитацию в санаториях и специализированных центрах Северной Осетии.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Александрове с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *