06.01.2024

В ПРАЗДНИК ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ АРХИЕПИСКОП ГЕРАСИМ ВОЗГЛАВИЛ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

4 января 2024 года, в предпразднство Рождества Христова и день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы,

4 января 2024 года, в предпразднство Рождества Христова и день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира исторической архиерейской резиденции г. Владикавказа.

Правящему сослужили: ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора – диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Нектарий (Монахов).

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«В дни предпразднства Рождества Христова мы совершаем память нескольких мучеников. Наверное, это не случайно, поскольку в древности в эти дни у язычников был праздники, именуемые сатурналиями, во время которых совершались гладиаторские игры, где христиан отдавали на растерзание зверям на аренах цирков на потеху публике. Поэтому в эти дни приходится много мученических памятей. Сегодня мы вспоминаем память одной из самых известных святых Церкви Божией – великомученицы Анастасии Узорешительницы. Она ослабляла, облегчала узы пленников Христовых, которые находились в темнице во время страшных гонений при императоре Диоклетиане, но сама от уз не отказывалась. Напротив, стремилась пострадать за Христа.

Четыре дня назад была память мученика Вонифатия, который пострадал за Христа, увидев подвиг других христиан, воодушевился им и сказал: «И я христианин» – и бы убит за Христа. На следующий день после него мы вспоминаем святого Игнатия Богоносца, который в отличие от Вонифатия, жившего, как мы знаем, не очень чисто, но своею кровью омывшего свои грехи, сорок лет был епископом в Антиохии. Он был человеком очень уважаемым, святым. У него было много возможностей освободиться, христиане бы, безусловно, могли выкупить его, уговорить судей, но он нарочно писал послания к тем Церквям, мимо которых плыл на свою казнь в Рим, чтобы они не ходатайствовали за него. Он говорил: «Я пшеница Христова и хочу, чтобы зубы зверей смололи меня в муку, и я стал бы хлебом Христовым». Мученица Иулиания, воспоминаемая вчера, молодая девушка, верила во Христа и отказалась от очень достойного брака, когда епарх, глава целого региона, предлагал ей выйти за него замуж. Ради нее он и добился этой должности, но она всю славу и пышность мира, и богатства, предпочла Христу.

И великомученица Анастасия, происходившая из знатного римского рода, так же выбирает вместо чести, богатства и славы, всего того, что миру так дорого и сладко, смерть за Христа. Вонифатий жил, как мы сейчас говорим, как сыр в масле, все у него было хорошо. Святитель Игнатий был очень почитаем. У Иулиании был блестящая возможность выйти замуж за хорошего человека. У Анастасии были большие богатства. Но все они выбрали смерть за Христа.

Что это такое? Это какое-то юродство. Как можно отказываться от этой сладкой жизни, от богатства, роскоши и выбирать тюрьму, узы, смерть за Христа? Это невозможно, непонятно миру, это безумие какое-то. Апостол Павел говорит: « Слово крестное для погибающих есть юродство, а для нас, спасаемых, – Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1,18). Святые мученики, которых мы воспоминаем в эти дни, ощущали в себе силу и славу Божию. Мир для них не значил ничего. Они гнушались им. Но почему? Ересь какая-то: как можно не любить этот мир, как он прекрасен, какая красота нас окружает?! Неужели такого мира надо гнушаться? Нет, конечно. Но когда мы любим что-то больше всего на свете, то все остальное отвергаем. Потому что есть только один предмет, который мы можем любить. Это хорошо осознают люди, которые были глубоко влюблены, которые посвящают свою жизнь какому-то избранному ими предмету. Это понимают ученые, которые глубоко погружаются в свой предмет науки. Если мы что-то любим, то от всего остального способны отказаться. А здесь была любовь, превосходящая все мирское. Потому что Господь Сам открылся им таким образом, что они понимали: никто и ничто в мире не сравнится со Христом.

Но для нас интересно, как они пришли к такому состоянию? Вот Вонифатий жил себе в грехе, у Игнатия было почтение со стороны паствы, у Иулиании и Анастасии все тоже было хорошо. Как же они дошли до такого состояния, что Христа предпочли всему этому доброму и сладкому? Постепенно. Не бывает так, чтобы человек в один момент от греховной жизни перешел к мученическому подвигу. Даже нам кажется, что у мученика Вонифатия как-то внезапно все это случилось. Но в Житии его отмечается, что он был очень милостив, сострадал людям и свой грех осознавал. И когда он отправлялся по приказу своей госпожи за мощами мучеников, то молился и постился, понимая, что своими грешными руками не достоин коснуться мученического тела. Так же и остальные постепенно, добродетелями, творением заповедей готовили себя к тому подвигу, который Господь даровал им. Мы знаем из Житий святых, что не каждому это даровано. Были люди, которые стремились к мученическому подвигу, но не сподобились. Для людей мира сего мучения вызывают ужас, их нужно избегать и сделать все возможное, чтобы не подвергнуться им, откупиться. А мученики, напротив, стремились к этому, потому что постепенно, от творения заповедей, от любви к ближнему, от помощи, которую они оказывали, в их сердцах укреплялась и возрастала благодать Христова. Она, в конце концов, перевесила все, что есть в этом мире. А подвиги их были различными, по-разному они трудились. Святая Анастасия посещала узников, и это одно из тех дел, которые заповедал Господь – утешать людей, которые находятся в страданиях. Все люди, которых она посещала, были страдающими за Христа. Они были измучены, у кого-то были сломаны руки и ноги, кто-то был жестоко истерзан орудиями пыток. Все он нуждались в помощи. Но она видела, что лица и глаза их были светлыми. Они сияли славой Христовой. Это был знак того, что Господь Сам укрепляет их в мучениях. И действительно, по слову древнего учителя Церкви Тертуллиана, «кровь мучеников есть семя Церкви».

Казалось бы, все происходило наоборот. Только военной силой можно было победить императоров-язычников, изгнать епархов, восстать против них. А христиане, даже воины, такие как святой великомученик Георгий, слагали с себя воинские пояса, отлагали мечи и копья, и отдавали себя добровольно в руки мучителей, хотя могли бы сопротивляться. Но оказалось, что по закону Христову эта сила Божия, которая в немощи человеческого тела совершалась, она и победила, и преодолела этот мир.

И мир изменился. В конце концов, и императоры из гонителей стали покровителями веры и Церкви Христовой. И все это достигалось кровью и страданиями тех мучеников, которых мы почитаем. Это парадокс для нас, живущих все еще «по стихиям мира» (Кол.2,8). Ставя себя на место этих мучеников, наверное, мы испытываем страх. Да и в Житиях святых часто говорится, что люди действительно боялись и просили: «Помолитесь за нас, чтобы и нам иметь возможность в терпении преодолеть те мучения, которые нам предлежат». И Господь им помогал. Вот в этом и есть та сила Христова, ради которой люди посвящали себя служению даже до самой смерти.

И ныне, в преддверии Рождества Христова, в те дни, когда мы особым образом готовимся встретить родившегося Христа, поразмыслим, как нам изменить свою жизнь, чтобы сподобиться той благодати, которая была у святых мучеников. Кто знает, что ждет нас в будущем? Поэтому, не откладывая на другой день, постараемся ежедневно исполнять заповеди Христовы. Потому что это и есть та подготовка, если не к мученичеству, то к исповедничеству, к которому все мы призваны. Кого Господь сподобит, тот и мученически пострадает. Но ответить на все те вопросы, которые нам задает этот лукавый мир, смеясь над нами, над христианской жизнью, глумясь и издеваясь, мы должны. Мы должны воспитать в себе мужество и смелость не молчать, когда нужно говорить. Исповедовать Христа там, где неудобно, чтобы это неудобство послужило нам в оправдание, в очищение наших грехов, чтобы мы, несмотря на то, что неудобно, не к месту, не принято, остались христианами. Не бывает так, что восемь часов в день на работе я безбожник, а потом все остальное время я верующий человек. Или по воскресеньям я верующий, а в остальные дни – нет. Каждый день мы христиане. И вставая с утра, открывая глаза, крестясь, благодаря Господа, и отходя ко сну, предавая в руки Его дух свой, мы должны все это время, и даже во сне, проживать, как христиане. И тогда та сила, которая обильно вселялась в сердца мучеников, в сердце святой Анастасии, будет и у нас в той мере, в какой мы подготовим сосуд своей души. Не в том дело, что Господь дает одному одно, а другому другое, потому что кого-то любит, а кого-то нет. Господь любит всех в равной степени. Но в сегодняшнем евангельском чтении Он Сам говорит: «Кто больше возлюбит: тот, кому больше простили, или тот, кому меньше?» (ср.: Лк.7,41-42). «Конечно, тот, кому больше прощено», – отвечает Христу вопрошаемый Им. А прощается как? В меру нашего покаяния и исправления. Не в меру объема грехов, а в меру исправления их. Не важно, сколько мы грешим. Кто-то грешит ежедневно осуждением. Кто-то совершает более тяжкие грехи. И в меру того, насколько мы понуждаем себя избавляться от греха, это показывает меру нашей любви к Богу. Насколько мы хотим очистить себя, той же мерой и даже более полной, Господь будет нам воздавать благодать. Вот в чем секрет христианской жизни. И секрета-то никакого нет. Просто нужно быть ревностным и любить Господа, как любила Его святая великомученица Анастасия и те мученики, память которых мы вспоминаем в эти дни.

Постараемся в оставшиеся до Рождества немногие дни подготовить себя постом и молитвой, чтобы радостно встреть Богомладенца Христа, Который пришел «нас ради нашего ради спасения», и Который принес ту радость, которая превосходит всю радость мира сего!»

Фотогалерея

Последние новости

В.н.с. отдела истории СОИГСИ ВНЦ РАН, д.и.н. И.Т. Цориева приняла участие в XXV Международной научно-практической конференции

25-26 апреля 2024 года во Владикавказском институте управления состоялась XXV Международная научно-практическая конференция «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты».

Собственник кафе в Северной Осетии похитил электроэнергии на 115 тысяч рублей   

Специалисты филиала «Россети Северный Кавказ» — «Севкавказэнерго» направили в правоохранительные органы материалы для привлечения к административной ответственности за хищение электроэнергии собственников кафе в Ардонско

Собственник кафе в Ардонском районе похитил электроэнергии на 115 тысяч рублей

Специалисты филиала «Россети Северный Кавказ» – «Севкавказэнерго» направили в правоохранительные органы материалы для привлечения к административной ответственности за хищение электроэнергии собственников кафе в Ардонско

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *