10.11.2022

Россия и G20 в контексте современных геополитических трансформаций

В истории человечества имеется ряд судьбоносных периодов , в рамках которых формируются новый миропорядок, основные тенденции и направления будущего международного развития.

Новости Владикавказа

В истории человечества имеется ряд судьбоносных периодов , в рамках которых формируются новый миропорядок, основные тенденции и направления будущего международного развития. В современных условиях важнейшим событием, давшим толчок радикальным международным трансформациям, явился развал Советского Союза , что повлияло на судьбы народов фактически во всем мире.

Как известно, после Второй мировой войны существовал двуполярный мир, где, с одной стороны, западные страны во главе с США и, с другой, Советский Союз со своими союзниками находились в состоянии жесткой социально-экономической и политической конкуренции, включая военную. Противостояние этих двух стран определяло развитие человечества вплоть до 1991 года. После развала Советского Союза лидерство в решении большинства международных экономических и политических вопросов перешло к так называемому Западу.

В начале 90-х годов прошлого столетия в экспертном сообществе западных стран доминировала точка зрения, что победа США над Советским Союзом в «холодной войне» и установление однополярного мира на принципах неолиберализма является «концом истории». Вопрос состоял лишь в том, как управлять складывающимся миропорядком.

В таких условиях на неолиберальных принципах начали формироваться многие из международных организаций. В начале 90-х годов прошлого столетия образовалась в современном виде и G7 – неформальное объединение наиболее развитых неолиберальных государств. В G7 вошли: Соединенные Штаты, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Япония и Италия. С 1995 по 2014 год в ее работе принимала участие и Россия (в этот период организацию называли G8 ). Предполагалось, что «большая семерка» в условиях однополярного мира должна была стать организацией, координирующей его развитие, прежде всего в социально-экономической и финансовой сферах.

С созданием G7 фактически начался процесс построения архитектуры современного однополярного мира. Многие исследователи называли «большую семерку» организацией, претендующей на роль «мирового правительства».

В то же время ход истории настолько ускорился, что победа Соединенных Штатов в «холодной войне», развал Советского Союза привели не «к концу истории» и не к «торжеству либерализма», а, скорее всего, к « геополитической катастрофе » и быстрому развитию многих других, «не западных» стран и народов. Особо высокие темпы экономического развития наблюдались в Китае , значительной части исламских, латиноамериканских, африканских и других государств. Начали создаваться предпосылки для построения нового мироустройства на принципах уже не «однополярности», а многополярности, что явно противоречило теории и практике неолиберализма.

Теоретически такой процесс обобщен и представлен известной монографией « Столкновение цивилизаций » Самюэля Хантингтона. А многие из тех, кто раньше был идеологом западного либерального мира, стали уже говорить «об угасающем Западе», « закате американской мечты »... В таких условиях страны-лидеры экономического развития, и прежде всего США, начали искать более адекватные времени формы управления быстро меняющимся миропорядком.

В 1999 году наряду с G7 было создано новое межгосударственное объединение – G20 . В эту организацию вошли 19 ведущих экономических стран и Европейский Союз. На их долю приходилось около 80% мирового ВВП, две третьих международной торговли и большинство населения планеты. Создание «двадцатки» явилось более плюралистичным и объединяло не только неолиберальные страны, но и такие, как строящий социализм Китай, а также самобытная Индия и не менее самобытные Бразилия, Россия, Южная Африка (ЮАР) и ряд других. В тесной связи с работой G20 осуществляли свою деятельность и наиболее влиятельные международные финансовые организации, включая Всемирный банк, Международный валютный фонд и др.

Изначально « большая двадцатка » определила себя основным местом международного экономического и финансового сотрудничества. Ее деятельность была направлена на координацию действий ведущих мировых держав в сфере экономики и международных финансов в новых исторических условиях. При этом особо декларировалось, что такая координация необходима для обеспечения устойчивости развития мировой экономики, предотвращения кризисов и решения многочисленных других аналогичных задач. Безусловно, создание G20 и ее работа первоначально сыграли важную роль в консолидации международной экономической деятельности. Однако, в последующем экономическая проблематика на саммитах G20 стала постепенно политизироваться . В частности, в 2014 году Австралия, а в 2022 году США требовали исключения из «двадцатки» России именно по политическим мотивам. Предпринимались попытки политизации и по другим вопросам.

Как известно, 15-16 ноября на острове Бали в Индонезии состоится очередной саммит G20. Руководство принимающей страны специально заявляет, что основная тема обсуждения должна быть сосредоточена именно на экономических вопросах. Так, министр-координатор Индонезии по вопросам экономики Аирлангга Хартарто на пресс-конференции 24 октября этого года специально отметил: «Мы должны подчеркнуть, что G20 является ключевым экономическим форумом». Предстоящий саммит будет проходить на фоне обострившихся социально-экономических, политических и даже военных межгосударственных взаимоотношений. Но особо важными по-прежнему остаются проблемы развития мировой экономики. Это обусловлено не только последствиями пандемии коронавируса, но и необходимостью решения различных проблем, связанных с международными экономическими санкциями и эмбарго. Требует совершенствования международная система финансово-денежных отношений, координация усилий в контексте развития социально-экономических процессов в условиях современных вызовов и угроз.

На саммите в Индонезии могут быть подняты вопросы и об институализации в современных условиях самой G20. Это обусловлено тем, что либеральные традиции и ценности, в рамках которых и создавалась «большая двадцатка», постепенно теряют свои позиции, и существенным образом однополярный мир трансформируется в многополярный. Так, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября 2022 года, Президент России Владимир Путин специально отметил: «Период безраздельного доминирования Запада в мировых делах завершается, уходит в прошлое однополярный мир. Мы стоим на историческом рубеже, впереди, наверно, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны . Запад не способен единолично управлять человечеством, но отчаянно пытается это делать, а большинство народов мира уже не хочет с этим мириться. В этом и есть главное противоречие новой эпохи». Такую точку зрения разделяют лидеры и многих других государств, значительная часть представителей экспертного сообщества. Все вышесказанное ставит необычайно важный вопрос о новой организации жизнедеятельности человечества.

Особо актуализировался в таких условиях и вопрос места и роли в этих процессах «большой двадцатки». G20, повторим, была создана с целью координации действий ведущих мировых держав в сфере мировой экономики и международных финансов. G20 и в современных условиях может реально продолжить реализацию своих функций, расширив масштаб обсуждения наиболее актуальных, современных экономических проблем и принятия соответствующих взаимовзвешенных решений, но только с учетом реальных тенденций в развитии нынешнего, уже многополярного мира. Обсуждение политических вопросов, которые настойчиво пытаются инициировать либеральные государства на площадке G20, контрпродуктивны и объективно ведут ее к расколу.

Важной проблемой с точки зрения дальнейшей институализации «большой двадцатки» является и то, что в настоящее время у нее не в полной мере определена формальная сторона организационной деятельности. В частности, в G20 нет даже официального постоянно действующего исполнительного органа, что значительно ослабляет ее функциональную составляющую. Это, в том числе, существенно затрудняет G20 эффективно осуществлять взаимодействия с другими международными организациями. В то же время, преодоление системных кризисов, что особо показал финансово-экономический кризис 2008 года, требует максимальной консолидации усилий в международном масштабе. С другой стороны, такая консолидация необходима и в обеспечении устойчивого развития мировой экономики в целом.

Специально следует отметить, что в настоящее время среди политических и общественных деятелей, в экспертном сообществе высказываются идеи и предложения по расширению сотрудничества международных экономических организаций с Организацией Объединенных Наций. Здесь доминирует точка зрения, что в условиях многополярного мира ООН как организация не только должна сохраниться, но и модернизироваться, совершенствоваться. В частности, предлагается более четко привести в систему нормы международного права и создать механизм их реализации. В данной связи известный экономист Ф. Стюарт даже предлагала в рамках ООН создать Совет экономической безопасности в качестве альтернативы G20. Так или иначе, сотрудничество G20 с ООН в современных условиях может явиться особо целесообразным.

Организация Объединенных Наций также может взять на себя ряд основополагающих функций и в сфере международного финансового менеджмента . В частности, более чем очевидным является то, что с «угасанием однополярного мира» одновременно снижается роль и значение современной финансовой системы и доллара, как основной мировой валюты . Об этом свидетельствуют многочисленные экспертные заключения, расширение использования национальных валют в сфере международной торговли и т.п. В данной связи возникает необходимость совершенствования международного финансового менеджмента и его регулирования на самом высоком международном уровне. Вполне целесообразным может стать создание системы международного финансового управления под непосредственным руководством ООН, с участием «большой двадцатки» и других уже реально функционирующих международных финансовых организаций и объединений.

Не менее важным с точки зрения гармонизации международных экономических и финансовых отношений должны явиться взаимоотношения G20 с современными быстроразвивающимися организациями многополярного мира. Это, прежде всего, относится к ШОС , БРИКС , СНГ , ЕАЭС и многим другим. Особенно важно расширение сотрудничества со странами Большой Азии , поскольку именно этот регион развивается наиболее динамично и в ближайшем будущем, не исключено, станет лидером экономического и гуманитарного развития во всем мире. Сотрудничество G20 с этими организациями важно и в том отношении, что они предпринимают попытку строить новый мировой порядок на принципах социальной справедливости и традиционных человеческих ценностях. В частности, Хартия Шанхайской организации сотрудничества предусматривает следующее: укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; содействие построению нового, справедливого и рационального экономического международного порядка; поощрение эффективного регионального сотрудничества, в том числе в торгово-экономической сфере, где исключены априори различные международные санкции и эмбарго ; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту в целях неуклонного повышения уровня и условий жизни народов; координация подходов для интеграции в мировую экономику; совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке, и т.п. На аналогичных принципах строят свои отношения страны, входящие в БРИКС, ЕАЭС, СНГ, и другие.

В экспертном сообществе и среди все большего количества стран перечисленные принципы международного экономического сотрудничества рассматриваются как наиболее оптимальные в условиях многополярного мира. Они однозначно отрицают агрессивные противостояния в современной международной экономической политике. Расширение сотрудничества G20 с новыми международными организациями и объединениями – безусловно, процесс целесообразный, взаимовыгодный для мировых экономических взаимоотношений в целом.

Таким образом, рассматривая G20 в контексте современных геополитических трансформаций , следует отметить, что «большая двадцатка» как институт однополярного мира реально сможет интегрироваться в реалии многополярного мира при условиях объективного отражения ею современной действительности, более адекватного осуществления своих функций на основе международного права с последующей конвергенцией в систему ООН и, безусловно, с учетом необходимости строить современные международные взаимоотношения на принципах общечеловеческих ценностей .

Будущее мировое устройство формируется на наших глазах. Доминирующим вектором его развития является стремление народов строить новую симфонию общечеловеческой цивилизации, в том числе в сфере экономических отношений на принципах мира, социальной справедливости и взаимопомощи. Только с учетом всего вышесказанного возможна трансформация деятельности стран «большой двадцатки» в международный центр гармонизации международных экономических и финансовых отношений, как это и изначально и декларировалось при ее создании.

Вадим Владимирович Бровцев ,
председатель правительства Республики Южная Осетия
в 2009—2012 гг., и. о. президента РЮО в 2011—2012 гг.,
политик, экономист и общественный деятель.

Последние новости

Русский театр примет участие в театральном фестивале «Мелиховская весна»

Академический русский театр им. Е. Вахтангова 22 мая  представит на фестивале спектакль «Леший» по пьесе А. П. Чехова в постановке Богдана Петканина.

Акция «Ночь музеев» состоится во Владикавказе

Акция «Ночь музеев» состоится 18 мая во Владикавказе. Об этом сообщает пресс-служба минкульта Северной Осетии.

Дана Ревазова заняла первое место на Международном фестивале имени Фаины Раневской

Дана Ревазова заняла первое место на Международном фестивале имени Фаины Раневской.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *